История монастыря

Владимирский Успенский Княгинин монастырь был основан в 1200 году великой княгиней Марией Шварновной, супругой великого князя Всеволода Большое Гнездо, оставившего заметный след в истории Государства Российского. Князь Всеволод Георгиевич Большое Гнездо был младшим из четырех сводных братьев святого князя Андрея Боголюбского, сыновей второй жены Юрия Долгорукого – греческой царевны Ольги. Князь Андрей Боголюбский был фактическим правителем всех русских земель, но великим князем при жизни не именовался, так как не поехал в Киев на Золотой киевский стол, хотя имел на него все права. Князь Всеволод Юрьевич уже при жизни именовался великим князем Владимирским, не отрицая права на великокняжеский титул князей Киевских, и при его жизни на Руси было два великих князя – Киевский и Владимирский.

У князя Всеволода была сильная дружина, и за тридцать шесть лет его княжения не нашлось охотников испытать ее силу, так что в течение всех этих лет мир и тишина воцарились в Ростово-Суздальском княжестве. Князь Всеволод вел успешные войны за пределами своей отчины, так что его имени, по словам летописца, трепетаху вся страны и по всей земли изыде слух его и вся зломыслы его вда Бог под руце его. Не было для города Владимира времени славнее и счастливее, чем эти 36 лет княжения на нем Всеволода. Характер Всеволода вполне обрисовался при отправлении им сына своего 20-летнего Константина на княжение в Новгород. Отец вручил сыну не только меч, но и крест со словами: Иди управлять народом, – говорит он ему, – будь его судьей и защитником. Бог и Государь – родитель твой дают тебе старейшинство между всеми князьями русскими. Гряди с миром: помни славное имя свое и заслужи оное делами

В 1185 году во Владимире случился страшный пожар. Сгорели все храмы, в том числе и Успенский собор, с любовью и тщанием построенный и украшенный святым князем Андреем Боголюбским. Князь Всеволод Юрьевич приказал призвать со всех концов земли мастеров. Собор восстановили и украсили его с еще большей роскошью, чем было при князе Андрее. Восстановлены были и все остальные церкви. В честь своего Небесного покровителя – великомученика Димитрия Солунского (во Святом Крещении князь был наречен Димитрием) князь Всеволод воздвиг Димитровский собор, который и поныне украшает город Владимир. Великий князь Всеволод основал мужской Богородице —
Рождественский монастырь, ставший духовным и культурным центром Северо-Восточной Руси. С ранних времен эта обитель связана с историей русского летописания, здесь была обширная библиотека. С середины XIII века до 1326 года Рождественский монастырь был резиденцией Предстоятелей Русской Церкви – сначала митрополитов Киевских, а после 1300 года – Владимирских. Святители предпочитали жить в спокойном и благоустроенном Владимире, чем подвергаться постоянной опасности набегов степных кочевников в Киеве, который все больше и больше терял свое значение как государственный и экономический центр всех русских земель. Политической и церковной столицей Земли Русской стал в те годы Владимир, еще в начале княжения святого благоверного князя Андрея Боголюбского бывшего малым, мизинным, по словам летописца, городом. Кончину великого князя Всеволода оплакивал весь народ: И бысть плач и рыдание велико, говорит летописец, не только во Владимире едином, но и по всей земле Суждальской. Бе бо заступник тверд и непобедим во всех местах силою честнаго креста, не только единой Суждальской земле заступник бе, но и всем странам земли Русския.

Супругой такого могущественного князя была княжна Мария Шварновна. Заболев в конце своей жизни тяжелой и неизлечимой болезнью, она прежде всего искала помощи Божией и саму болезнь свою обратила в средство приближения к Богу, задумав устроения женской обители, в которой надеялась провести свои последние дни и обрести там место своего вечного упокоения. Она приобрела под строительство обители участок земли в той части города Владимира, которая называлась Новым, а впоследствии Китай-городом, в северо-западном углу территории, огражденной Земляным валом, над рекой Лыбедью. Писатели Никоновой летописи и Степенной книги уподобляют княгиню Марию Аврааму: Подражая нраву праведнаго Авраама, купила ценою, говорят они, часть земли на строение церкви И монастыря во славу Богу и Пресвятой Богородице. 15 июля 1200 года, в день памяти памяти сввятых мучеников Кирика и Иулиты, великий князь Всеволод по просьбе супруги своей положил основание святой обители закладкой первого камня в основание храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Успенский Княгинин монастырь был одной из первых женских обителей и всегда пользовался особой любовью и почитанием не только во Владимирской земле, но и по всей Руси

Благоверная великая княгиня Мария Владимирская

Разновидные типичные черты, в которых обозначилась женская личность до-Петровской Руси, сплетаются в один идеальный образ, который господствует над всеми остальными, это образ постницы, образ иноческого благочестия даже в миру, иноческой чистоты и строгости нрава, иноческого освящения всех помышлений и всех поступков, всякого движения душевного и телесного. В этом только образе познавалась нравственная красота женской личности. Мария Шварновна была непрестанной носительницей в своей жизни этого образа, к которому стремились – и нередко достигали его – благочестивые русские княгини и княжны. Великая княгиня Мария происходила из рода чешского князя Шварна. Известно её чешское княжеское имя — Милослава. В раннем возрасте она осталась сиротой и росла в родственной семье Владимиро-волынского князя. Как свидетельствует Троицкая летопись, будущая великая княгиня была воспитана от детского возраста в страхе Божием. В 1174 году она была повенчана с князем Всеволодом, с тех пор она обрела на Руси новую родину, близкую ей по духу. Княгиня любила книжную грамоту, непрестанно поучалась в слове Божием. Особенно дороги ее сердцу были поучения святителя Иоанна Златоуста, с благоговением чтила она память праведного Иова Многострадального, моравских святых, своей небесной покровительницы блаженной Марии, племянницы преподобного Авраамия. В деле устроения и управления великим княжеством на долю супруги великаго князя приходились дела благотворительности, и великая княгиня Мария выполняла их с истино христианской любовью и ревностью. Она была не только добра, но преизлиха добра до всех. В «Истории» В. Н. Татищева говорится, что после пожара 1185 года, когда, по выражению летописца, погоре бо мало не весь город и церквий числом 30 и 2 и соборныя церкви святая Богородицы золотоверхая, юже бе украсил благоверный князь Андрей, тогда и велико-княжеск дворец послужил жертвой пламени, Великий князь немедленно озаботился возобновлением святых церквей и раздачей неимущим погорельцам на построение жилищ из собственнаго имения, княгиня же преимущественно убогим раздавала, хотя уборы ея богатые едва не все погорели. Мария Шварновна была верной и самоотверженной помошницей своему супругу, чадолюбивой и благочестивой матерью, вырастившей двенадцать детей, среди них восемь сыновей.

Особое расположение княгиня Мария всегда питала к монашеству. Быть может, это и было ее истинное призвание с самых ранних лет, которое не осуществилось сразу, но всегда жило в ее душе. В глубине ее души много лет зрело желание принять иноческий образ, и только обязанности супруги и матери отдаляли момент исполнение этого заветного желания. Это горение души любовью к Богу, тайное стремление к иноческой жизни передалось от княгини Марии не только детям, но и внукам и правнукам. С рождением в 1198 году последнего сына, Иоанна, великая княгиня впала в тяжкую болезнь. По свидетельству Степенной книги и Жития святого благоверного князя Георгия, великая княгиня лежала в немощи семь лет и никакого слова хульного не произнесла. Она с благодарностью и терпением переносила свои страдания, молилась и часто вспоминала слова праведного Иова: если мы могли благое принять от руки Господни, то неужели не стерпим злаго. Великая княгиня почерпала силы и утешение в воспоминаниях о страданиях Господних. Во время болезни в ней окончательно утвердилось желание принять иноческий образ и приготовить себе место для вечного упокоения, основав для этого первый во Владимире женский монастырь.

В 1205 году великая княгиня окончательно решилась проститься с миром и переселиться во вновь устроенную обитель. И проводи ю, великую княгиню, -сказано в летописи,- великий князь Всеволод сам со многими слезами, и сын ея Георгий и дщи ея Всеслава…Ту бысть епископ Иоанн, и игумени вси, и чернецы и черницы и весь народ, проводиша со слезами многими.» Эти проводы начались из придворного храма великомученика Димитрия, который служил местом молитвы великого князя, а особенно его болезненной супруги, он был ближайшим свидетелем прощания великой княгини со всем мирским, перед отшествием ее на подвиг иноческий. Здесь ожидали последнего в жизни выхода ея из великокняжеского дворца епископ Иоанн, духовенство и народ, и вознесена была напутственная молитва Господу Богу, для отходившей в Успенскую новооснованную обитель княгини. Великокняжеский придворный храм навсегда расстался со своей постоянной богомолицей, супругой своего державного основателя: он вверил ее молитвенному попечению Успенской обители. Где она и обрела себе вечный покой.

Незадолго до этого события княгиня напутствовала старшего сына своего Константина на княжение в Новгород и дала предсмертное завещательное наставление своим детям, в котором отразилась кроткая, любвеобильная, богобоязненная душа великой княгини: Возлюбленные мои дети! Вот вы видите меня весьма болящую, а скоре я отойду от сего маловременнаго света ко отцам своим. И так вы, доколе пребудете в суетном житии, первее всего имейте веру и любовь к Богу и Пречистой Его Матери, истинной Богородице, и всею силою потщитесь страх Божий в себе иметь. Святителям же и пресвитерам и всему священническому чину не стыдитесь главы своей приклонять, так как они служители самого Бога и Пречистой Богородицы и пастыри словесных овец; почитающий священника Божия, Самого Бога почитает, а оскорбляющий священника Божия, самого Бога оскорбляет. Всегда имейте тихость и кротость, и смиренномудрие, и любовь, и милость; алчущих насыщайте, жаждущих напояйте, нагих одевайте, больных посещайте и себя в чистоте соблюдайте. Милостыню всегда творите, ибо она поставит Вас перед Богом; никакого человека не минуйте без привета. Сами же между собой имейте нелицемерную любовь, и Бог мира и любви будет в вас и сохранит вас от всякого зла, и да покорит врагов ваших под ноги ваши. Если же в ненависти, и в распрях и во вражде будете между собою, то сами погибнете, и благословенное наследие—державу отечества вашего погубите, которую праотцы ваши, и отец ваш и прочее родство ваше, многим трудом и потом приобрели. Поэтому пребывайте мирно и любезно между собой, слушая брат брата своего. Старейшаго же брата вашего Константина имейте, как отца и главу. Ты же, старейший мой сын Константин, имей братию свою, как сыновей, береги их, как член своего тела, слушай Иоанна Евангелиста Богослова говорящаго: „если кто говорит „люблю Бога;, а брата своего ненавидит, тот лжец. Поэтому пребывайте в любви, ибо „Бог есть любовь, и пребывающий в любви, в Боге пребывает и Бог в нем пребывает;. Сыновья мои любимые, Бога бойтесь всей душею своей; епископам, иереямъ и диаконам и всякому чину священническому не стыдитесь подклонять главы, потому что они пастыри словесных овец и предстоятели тайной Божией трапезе. Особенно же всякаго монаха не минуйте без поклона. Больных посещайте, алчущих и жаждущих накормите и напойте, нагих одевайте; имейте чистоту в себе; пост и молитву любите, паче же милостыню, ибо она поставит вас перед Богом. И наклоняйте главу перед всяким старейшим среди вас, и не давайте сильным обижать меньших, совершайте суд на защиту сироте, оправдайте вдовутрезвость имейте, гордость возненавидьте, ибо она и ангелов свела с неба;.

Вскоре Константин отправился на княжение в Новгород, а на другой день, 2 марта, великая княгиня переселилась в монастырь и приняла монашеское пострижение. Вот как повествует о том Троицкая летопись: В 1206 году 2 марта пострижеся великая княгиня Мария в монашеский чин в монастыре святыя Богородицы, юже сама создала и нарекоша ей имя Мария, в тоже имя крещена бысть. И проводил ее великий князь Всеволод сам со слезами многими до монастыря святыя Богородицы и сын его Георгий и дщи его. И бысть Епископ Иоанн, Симон игумен, отец ея духовный, и инии игумены, вси бояре и боярыни и черницы изо всех монастырев, и горожане вси проводиша ее со слезами многими до монастыря, зане была до всех преизлиха добра. Того же месяца в девятнадцатый день преставися великая княгиня Мария, пребысть бо в монастыре 18 дней постригшися, и всея болезни ея 8 лет, наставшу девятому лету отошла ко Господу ; великий князь Всеволод и Георгий сын ея плакали над нею и не хотели утешиться, зане любимы были ею, и епископ Иоанн и Смоленский епископ Михаил и игумен отрочего монастыря….. и Симон игумен, отец ея духовный, и иные игумены и пресвитеры, опрятавше тело ея, возложиша ю в гроб каменый и положиша ю в церкви святой Богородицы.

Перед кончиною, следуя влечение своего сердца, инокиня Мария приняла схиму с именем Марфы; под этим именем она значится и в синодиках монастыря, о том же свидетельствует и надпись на ее гробнице. Погребена была схимонахиня Марфа в нише на северной паперти Успенского собора монастыря, но в более позднее время ее гробница оказалась в Благовещенском приделе храма. С того времени (до перенесения великокняжеского престола в Москву) монастырь служил также усыпальницей великих княгинь и княжон Владимирских. За монастырем в честь основательницы закрепилось наименование Княгинин.